Особистий сайт письменника Олександра Кухарчука

Пишем рецензию на художественные произведения




Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

 Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

 Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

 

 Виды рецензий

 1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;

 2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

 3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

 4) Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение;

 5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

 

 Уровни рецензий:

 1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя;

 2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя;

 3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

 Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

 Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.

 Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

 

 План написания рецензии

 Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:

 1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;

 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);

 3. Критический разбор или комплексный анализ текста:

 — смысл названия;

 — анализ его формы и содержания;

 — особенности композиции;

 — мастерство автора в изображении героев;

 — индивидуальный стиль писателя.

 4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

 — основная мысль рецензии;

 — актуальность тематики произведения.

 

 Советы как писать рецензию

 • В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения;

 • На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым;

 • В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору;

 • Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями;

 • В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения;

 • Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.;

 • Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.

 

 Типичные ошибки в написании рецензии

 • Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом;

 • Подмена рецензии комментарием или отзывом;

 • Отсутствие аргументации;

 • Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;

 • «Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы;

 • Неясность позиции рецензента;

 • Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);

 • Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;

 • Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕЦЕНЗИИ

 

 

Рецензия (рассмотрение, отзыв) – это экспертиза, критический разбор, анализ, оценка нового художественного или научного произведения, опытно-экспериментальной работы, учебных, научно-методических разработок, материалов организаций образования и т.п. далее системы работы перед их утверждением, защитой, публикацией, апробацией, обобщением и т.п.

 

 В рецензии в развернутом виде и конкретно должны быть освещены следующие моменты:

 

 1.^ Актуальность системы работы (концепции, программы, темы исследования или опытно-экспериментальной работы и т.п.) ее связь с общенаучными и общегосударственными приоритетами.

 

 Ее необходимость, своевременность, соответствие потребностям дня.

 

 2.^ Научно-методический уровень системы работы:

 

 а) модификационный: модернизация, восстановление утраченного, но уже известного приема, методики, технологии, разработки, системы и т.п.;

 

 б) комбинаторный: интеграция известных элементов в разных сочетаниях, приводящих к новому качеству;

 

 в) радикальный: изобретение принципиально нового, новаторского, не известного ранее.

 

 3.Степень новизны системы работы:

 

 3.1. Наличие или отсутствие аналогов в системе образования:

 

 а) города /района;

 

 б) области;

 

 в) республики;

 

 г) за рубежом.

 

 3.2. Масштаб, вызываемых ею преобразований (частные – локальные, единичные не связанные между собой; модульные – комплекс частных, связанных между собой; системные – охватывающие всю школу.

 

 3.3. Отношение системы работы к предшествующим системам (замещающая – вводится вместо какого-то конкретного устаревшего средства; отменяющая – отменяет, снимает, прекращает деятельность какого-то органа, формы работы, объединения, программ без замены их другими, если они не перспективны с т.з. развития организации образования; открывающая – освоение новой программы, нового вида образовательных услуг, новой технологии и т.п., если вообще у них не было предшественников.; ретро вводящая – освоение нового для организаций образования в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике).

 

 4.^ Научность системы работы – ее соответствие философии, методологии, психологии новой образовательной парадигмы и последними достижениями педагогической науки и практики.

 

 Направленность на:

 

 а) развитие и воспитание личности учащихся, а не только формирование их ЗУН;

 

 б) сохранение психофизиологического и социального здоровья детей;

 

 в) обеспечение экономической, экологической, этнопедагогической, психологической направленности образовательного процесса;

 

 г) обеспечение соответствия содержания образования гуманистическим, интеграционным и инновационным подходам и др;

 

 д) обеспечение соответствия требованиям научности (наличие проблемы, научной гипотезы, гипотетического решения проблемы, проведения научно-обоснованного исследования, сравнение результатов исследования с данными, полученными до исследования …)

 

 5.^ Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работы: логичность, взаимосвязь результатов с методологическими основами непротиворечивость их.

 

 6.Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений в системе работы.

 

 7.Практическая значимость системы работы – насколько предлагаемая система работы позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону. Что предлагается для внедрения в практику.

 

 8. ^ Формы и способы представления (апробации) промежуточных и итоговых результатов работы (статьи, доклады, творческие отчеты, открытые занятия с учебно-методическим обеспечением, методические пособия, рекомендации, диаграммы, таблицы, анализ и др...)

 

 9. ^ Соответствие требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию системы работы (см. Приложения).

 

 10. Выводы и рекомендации по использованию системы работы (апробировать, обобщить, распространить, опубликовать, утвердить, аттестовать, устранить недостатки, доработать, утвердить и т.п.).

 

 

Рецензент:

 

Должность с указанием

 

наименования организации,

учёной степени, учёного звания ______________________ Ф.И.О.

 подпись, дата

 

 

 



Создан 21 авг 2013